Напряжения и давления в рабочем колесе и вале радиально-осевых гидротурбин по данным натурных измеренийИзмерения на стендах и моделях турбин, выполняемых в уменьшенном масштабе, не могут в полной мере заменить измерения на действующих турбинах гидроэлектростанций в связи с трудностями и различием условий одновременного моделирования по гидродинамическим и механическим параметрам. Основная нагрузка гидротурбины действует на лопасти рабочего колеса. Давления с рабочей и тыльной стороны лопасти, передаваемые от потока воды, в различных точках лопасти различны.

Сложная форма лопастей приводит также к значительной неравномерности напряжений. Поэтому определение нагрузок, передаваемых на лопасть от потока воды, и напряжений в лопасти должно производиться в достаточно большом числе точек.

Первые измерения давлений и напряжений на лопастях радиально-осевой турбины в сравнительно большом числе точек были проведены Институтом машиноведения АН при участии Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) на турбинах Днепровской.

Измерение напряжений и давлений в рабочем колесе и усилий в вале гидротурбины в условиях эксплуатации были проведены на установившихся режимах (холостой ход, режим синхронного компенсатора, работа турбины с номинальной мощностью и промежуточными мощностями) и при переходных режимах (пуск, самосинхронизация, набор мощности до номинальной, остановка турбины с холостого хода, полный сброс нагрузки с номинальной и промежуточных мощностей, двухфазное короткое замыкание и несимметричная нагрузка на генератор).