Определение напряжений в лопастях мощных поворотно-лопастных гидротурбинДо настоящего времени отсутствует точное решение этой задачи и более эффективными являются приближенные расчеты напряжений, основанные на вариационном методе и приближенном решении интегральных уравнений. Но и эти методы сопряжены с трудоемкими вычислениями и их применение в инженерной практике затруднительно.

Поэтому особенно важны экспериментальные исследования напряженного состояния лопасти.

В реальных условиях работы турбины лопасть подвергается действию неравномерного гидродинамического давления потока воды, центробежных сил и сил инерции при вибрации.

В связи с недостаточностью данных по давлениям на лопасть и сложностью учета влияния неравномерности давления на распределение напряжений в лопасти при расчете исходят из предположения о равномерном распределении нагрузки по поверхности лопасти.

Величины реально действующих напряжений в лопастях могут быть получены экспериментально путем тензометрирования при действии реальных нагрузок.

До последнего времени нагрузки на лопасть выявлялись при испытаниях модельных рабочих колес на воздушных и гидравлических стендах. Проведенные лабораторией исследования напряжений Института машиноведения АН совместно с Бюро водяных турбин Ленинградского металлического завода им. Сталина натурные измерения на действующих гидротурбинах позволили получить данные о реальных нагрузках на лопасть от действия потока воды при различных режимах работы гидроагрегата.