Радиальное перемещениеДля статически определимых рам сопоставление экспериментальных напряжений с напряжениями, полученными расчетом, было произведено на модели, представляющей собой контур крышки турбины с искусственным разрезом, который приходится давать в расчетной схеме. Поперечное сечение контура выполнялось в виде тавра. Из табличных данных следует, что экспериментальные напряжения в большинстве точек с погрешностью до 10% совпадают с напряжениями, вычисленными по формулам сопротивления материалов.

При этом не учитывалась концентрация напряжений, с чем может быть связано расхождение в напряжениях для точки 6. Величины напряжений, полученных экспериментальным и расчетным путем для статически неопределимой рамы с сечениями той же формы.

Полученные результаты показывают довольно хорошее совпадение экспериментальных и расчетных данных хотя и меньшее, чем в рассмотренных выше. Лопасть рабочего колеса гидротурбины представляет собой слабоизогнутую пластину переменной толщины, имеющую в плане форму части кругового кольца, закрепленного по внутреннему дуговому краю на участке сопряжения с фланцем.

Расчет напряжений в лопасти, вызываемых прилагаемым давлением, представляет трудную задачу вследствие сложности исходных дифференциальных уравнений и краевых условий.