Прогибы и толщины натурной лопастиПравильность указанного объяснения подтверждается результатами тензометрирования кольцевой пластины постоянной толщины (6 мм), имеющей начальную кривизну радиальных сечений напряжения в лопастях поворотно-лопастных гидротуроин. Величины изгибных и мембранных радиальных напряжений в модельной лопасти рабочего колеса типа ПЛ-495 гидротурбин Цимлянской и Нарвской гэс при давлении р = 3,0 кг/см2. Относительный радиус q равен действительному радиусу рассматриваемого сечения, деленному на радиус заделки, величина которого для данного типа лопасти равна 115 мм. Отсчет угла 8 рассматриваемого радиального сечения производится от оси поворота лопасти, причем положительные значения угла отсчитываются в сторону выходной, а отрицательные в сторону входной кромок лопасти.

Величины изгибных at и и мембранных at м тангенциальных напряжений в той же лопасти.

Из приведенных таблиц видно, что наибольшими мембранными напряжениями являются тангенциальные, которые на внешнем контуре соизмеримы с изгибными тангенциальными напряжениями.

В то же время, в зоне наибольших изгибных напряжений, у фланца мембранные напряжения, как тангенциальные, так и радиальные, невелики. В этой же зоне в пределах угла 6 = + 20° отсутствует заметная концентрация напряжений, так как радиус сопряжения пера лопасти с фланцем достаточно велик.

Линии равных главных напряжений на рабочей поверхности лопасти типа ПЛ-495.