В большей части крановых механизмов, к примеру козловые краны на krankomplekt.com, где требуются большая частота пусков и осторожная посадка груза на пониженной скорости, пользуются асинхронными двигателями с фазным ротором. Для них может применяться, например контроллер типа. Контроллер имеет пять рабочих положений, которые различаются лишь величиной сопротивления, вводимого в роторную цепь. Сопротивления в роторной цепи выводятся несимметрично; это позволяет при определенном числе положений контроллера (числе ступеней) вдвое сократить число контактов. Так как для замыкания контактов главного тока требуется значительное усилие и габариты их довольно велики, то сокращение числа контактов весьма существенно облегчает работу и делает установку более компактной.

Если поставить контроллер к двигателю механизма подъема, то при спуске тяжелых грузов скорость будет сверх синхронной, наибольшей на первом положении контроллера и постепенно снижающейся по мере перевода рукоятки к последнему положению.

Включая контроллер, чтобы не получить сразу очень большой скорости, должен быстро перевести рукоятку в последнее положение, а затем для повышения скорости переводить ее в первые положения. Это эксплуатационное неудобство заставляет применять для механизмов подъема другие схемы, в которых хотя бы частично устранен указанный недостаток. К таким схемам относится кулачковый контроллер типа НТ-54.

При подъеме, как обычно, уменьшается сопротивление роторной цепи по мере перехода от первого положения к последнему. В первом положении спуска происходит однофазное включение статора и вводятся сопротивления в роторную цепь. На втором и последующих положениях производится включение статора по трехфазной схеме, и сопротивления в роторной цепи по мере перехода к последнему положению уменьшаются.

При малых грузах, которые не могут преодолеть потери в механизме, момент надо откладывать влево от оси. На первом положении спуска ротор двигателя и груз будут неподвижны, на втором положении начнется спуск с малой скоростью, которая будет увеличиваться при переходе на третье и последующие положения. Если груз тяжелый и преодолевает потери, то он начнет опускаться на первом положении (режим однофазного торможения). На втором положении скорость двигателя станет значительно выше синхронной и постепенно будет уменьшаться, приближаясь к синхронной на последнем положении. Поэтому при спуске тяжелых грузов должен ставить рукоятку из первого положения контроллера сразу в последнее положение.